Взаимодействие государств – членов ЕАЭС в сфере цифровых услуг (с учетом опыта стран ЕС)

Ревенко Николай Сергеевич

к.полит.н., ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Россия.

e-mail: reni100@yandex.ru

Одной из главных задач, стоящих сегодня в повестке дня Евразийской экономической комиссии, является создание цифрового пространства ЕАЭС. Цель этой работы – повышение конкурентоспособности стран ЕАЭС, которое невозможно без цифровой трансформации экономик входящих в него стран.

Формирование цифрового пространства идет по следующим направлениям:

— цифровая модернизация интеграционных процессов;

— формирование цифровых рынков;

— развитие цифровых инфраструктур и цифровых активов;

— цифровая кросс-отраслевая и отраслевая трансформация;

— становление сетей и центров обеспечения цифровой трансформации экономики.

В этом контексте практический интерес представляет изучение опыта Европейского союза в создании единого цифрового рынка ЕС. Эта работа, начало которой было положено опубликованием 6 мае 2015 г. Стратегии единого цифрового рынка для Европы, ведется по нескольким направлениям в рамках трех тематических блоков.

Задачей работы в рамках первого блока является облегчение онлайн доступа потребителей и бизнеса к товарам и услугам в рамках Европейского союза.

Проведенные Европейской комиссией исследования выявили целый ряд недостатков, препятствующих развитию трансграничной электронной торговли. Например, электронные продажи осуществлялись на основе сложных и неясных правил. В рамках ЕС не был установлен размер возмещения ущерба при поставке бракованного товара. Высокой является стоимость доставки посылок, которая к тому же сильно разнится в зависимости от страны. Многие сайты отказывают в доступе к предлагаемым на них товарам и услугам с компьютеров, находящихся за рубежом. Пока слабо развиты сети высокой пропускной способности, из-за чего возникают сложности с распространением видеофильмов, аудиофайлов и другого цифрового контента. Существование большого количества цифровых материалов, на которые распространяется авторское право, затрудняет проведение научных исследований. Отсутствие гармонизации ставок НДС вынуждает поставщиков физических товаров регистрироваться и оплачивать этот налог в нескольких странах, что ведет к дополнительным расходам.

Хотя отдельные упомянутые проблемы вызваны объективными причинами (например, блокирование доступа по географическому принципу может быть связано с выполнением юридических обязательств страны нахождения потребителя и экономической нецелесообразностью осуществления трансграничных продаж товаров и услуг ввиду высокой стоимости доставки и больших накладных расходов при разовых сделках), многие недостатки, по мнению Европейской комиссии, подрывают доверия потребителей и бизнеса к транзакциям через интернет, и их необходимо устранить.

Основные усилия в рамках первого блока направлены на облегчение трансграничной электронной торговли, улучшение работы почтовых служб при одновременном снижении стоимости доставки посылок, прекращение практики блокирования онлайн доступа к товарам и услугам за пределами национальных границ, облегчение доступа к цифровому контенту при условии обеспечения защиты авторских прав и упрощение процедур, связанных с уплатой НДС. В этих целях принимается целый ряд мер, в том числе:

— гармонизация правил заключения контрактов и установление одинаковых правил покупки физических товаров и цифрового контента;

— повышение эффективности контроля за трансграничными почтовыми доставками;

— внесение изменений в Директиву об электронной коммерции;

— гармонизация режима авторских прав и создание системы контроля, предотвращающей их массовое нарушение;

— уточнение правил деятельности посредников в интернете;

— распространение на товары, покупаемые за пределами ЕС, механизма единой электронной регистрации и уплаты налогов;

— установление для начинающих компаний единого порога налогообложения на уплату НДС.

Работа в рамках второго блока преследует цель создание благоприятных условий для развития цифровых сетей и услуг.

По мнению экспертов Европейской комиссии, непоследовательность регулирования на уровне Евросоюза и изолированность национальных рынков тормозят развитие этого сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Повсеместному внедрению широкополосного вещания мешает проблема диапазонов радиочастот, а для продвижения электронной торговли и содействия появлению новых сетевых платформ необходимо устранить фрагментацию рынков. Кроме того, отдельные платформы используются в целях недобросовестной конкуренции для сбора информации о предпочтениях потребителей. Серьезной стала киберугроза, борьба с которой должна осуществляться на уровне всего Европейского союза. Широкое распространение получили такие преступления, как мошенничество с платежами, перехват информации, кража персональных данных. Отдельные сайты требуют от пользователей предоставить излишний объем персональных данных.

Для исправления этих и других недостатков правила в сфере телекоммуникаций приводятся в соответствие с заявленными целями, а нормативная база – с задачами обеспечения функционирования современных платформ и прокси-серверов и борьбы с нелегальным контентом в интернете; пересматривается нормативно-правовая база в сфере медийных услуг; повышается безопасность работы с персональными данными. Среди принимаемых мер:

— создание современных сетей высокой пропускной способности, в т.ч. в малодоступных территориях, учебных заведениях и исследовательских центрах;

— полное освобождение частот 700 МГц (наиболее пригодна для предоставления телекоммуникационных услуг) и 800 МГц (лучше всего подходит для сетей 4G);

— корректировка Директивы об универсальных услугах и принятие пакета документов единого рынка телекоммуникаций;

— отмена платы за роуминг в пределах ЕС;

— активизация борьбы с нелегальным контентом в интернете;

— принятие Регламента о защите персональных данных и корректировка Директивы об обработке персональных данных и защите неприкосновенности частной жизни в сфере электронных коммуникаций;

— запуск государственно-частного партнерства по кибербезопасности.

Задачей работы в рамках третьего блока является содействие росту потенциала европейской цифровой экономики. При этом Европейская комиссия исходит из того, что повышение конкурентоспособности экономики стран ЕС и качества предоставляемых государственных услуг возможно лишь при условии инвестирования в облачные вычисления, большие данные, интернет вещей и другие структуры ИКТ. Пока же из-за фрагментации рынка и необходимости хранить информацию на национальной территории провайдерам услуг приходится создавать многочисленные центры обработки и хранения данных. Использованию данных в рамках всего ЕС и применению новых технологий препятствуют также проблемы отсутствия гармонизации правил защиты авторских прав, перемещения данных между службами и недостаток взаимосвязанных систем. Недостаточно надежной остается связь между сетями, хранилищами данных и устройствами. Компании и частные пользователи также не уверены в обеспечении должной защищенности информации, которая хранится и обрабатывается в облаке. От потребностей рынка отстает число работников, знающих цифровые технологии. Нуждаются в совершенствовании системы предоставления государственных онлайн услуг и государственных закупок.

Для устранения этих недостатков поставлены задачи создания информационной экономики, повышения конкурентоспособности при помощи межоперационной совместимости и стандартизации и становления электронного общества. В этих целях:

— принимаются меры для повышения межоперационной совместимости, эффективности использования и доступа к информации;

— создается европейское облако;

— подготовлен новый Переходящий план действий по стандартизации ИКТ, в котором особое внимание уделено таким технологиям и сферам, как отраслевая совместимость, стандарты в сферах транспорта, здравоохранения, энергетики и окружающей среды;

— Европейская комиссия обещала оказать содействие признанию квалификаций и компетенций в сфере ИКТ, достижению трансграничной совместимости, модернизации государственного управления;

— Европейской комиссией инициирован пилотный проект внедрения принципа однократности (использование госорганами информации, ранее предоставленной гражданами и компаниями);

— изучается возможность создания электронного сейфа на уровне ЕС;

— будет осуществлен полный переход к электронным госзакупкам, а также к совместимым электронным подписям.

В 2015-2016 годах проведена большая работа по реализации стратегии. В частности, были внесены изменения во многие нормативные документы, имеющие отношение к единому цифровому рынку. Европейская комиссия провела общественное обсуждение целого ряда проблем, в том числе связанных с блокированием по географическому принципу, доставкой посылок из-за рубежа, деятельностью провайдеров и посредников, функционированием сетевых платформ, совершенствованием стандартов ИКТ.

Как представляется, опыт ЕС мог бы быть полезен, прежде всего, по таким направлениям создания цифрового пространства ЕАЭС, как формирование цифровых рынков, развитие цифровых инфраструктур и цифровых активов и цифровая кросс-отраслевая и отраслевая трансформация. В странах ЕАЭС существуют схожие проблемы доступа к товарам и услугам за пределами национальных территорий. Ощущается нехватка сетей высокой пропускной способности. Серьезные нарекания вызывает работа почтовых служб, высокой является стоимость трансграничной доставки посылок. Сохраняется изолированность национальных рынков. Пользователи интернета не уверены в должной защищенности персональных данных, предоставляемых ими по требованию отдельных сайтов. Реальной стала киберугроза. Все большее значение для цифровой экономики имеют большие данные, облачные вычисления и интернет вещей.

К поиску совместных решений подталкивает, в частности, развитие в ЕАЭС электронной торговли. Только в России ее объем в 2015 г. составил 550 млрд долл. США в секторе В2В и 13,9 млрд – В2С. Кроме того, в стране действуют более 150 электронных торговых площадок государственных и муниципальных услуг и более 6000 таких площадок в секторе В2В.

Таким образом, снятие регуляторных барьеров, стандартизация сектора ИКТ, повышение совместимости сетевых платформ и другие меры будут содействовать становлению цифрового пространства на пространстве ЕАЭС, что положительно отразится на качестве и стоимости предоставляемых услуг, росте числа рабочих мест, реализации новых экономических проектов.

Размещено в Стратегические инициативы развивающихся экономик, Форум 2016.

Сергей Булычев