Трансфертное ценообразование в России с точки зрения налогового контроля

Аннотация:

В статье рассматривается налоговый контроль в отношении трансфертного ценообразования в Российской Федерации. Отмечены используемые методы для определения интервала рыночных цен, факторы, способные привлечь внимание налоговых органов, а также сделки, подлежащие контролю. Выявлены расхождения и неточности, ухудшающие работу налоговых органов. Несмотря на постоянные изменения в налоговом законодательстве, предложены  реформы, способные преодолеть сохраняющиеся недостатки в налоговом контроле.

Abstract:

This article presents the tax control concerning transfer pricing in the Russian Federation. The methods used to determine the time cell of market prices, factors, able to attract the attention of taxing entities are noted as well as dealings are subject to inspection. Incongruities and badnesses deteriorating the work of the taxing entities are exposed. Despite the fluxion in tax legislation, the reforms able to get over persisting weak pockets in the tax control are offered.

Ключевые слова: трансфертное ценообразование, налоговый контроль

 

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

TAX CONTROL OF TRANSFER PRICING IN RUSSIA

 

ЛЕГАСОВА ЕВА АЛЕКСЕЕВНА

Студент 4 курса

УГАТУ, кафедры «налогов и налогообложения»,

Уфа, Россия

E-mail: legasova.eva@yandex.ru

 

EVA A. LEGASOVA

4th year student of Ufa state aviation technical University

the Department of taxes and taxation,

Ufa, Russia

E-mail: legasova.eva@yandex.ru

 

В настоящее время  вопрос о проблеме трансфертного ценообразования является актуальным для многих стран мира, т.к. вывоз капитала за рубеж – серьезная угроза для государств. Зачастую за размыванием налоговой базы и перемещением прибыли за границу стоят непосредственно сделки, совершаемые с применением трансфертных цен. Во избежание этого Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был разработан план, направленный на решение этой проблемы. Далее будут рассмотрены, как рекомендации ОЭСР используются в России, а также перспективы развития трансфертного ценообразования в российском налоговом контроле.

В Налоговом кодексе России термин «трансфертное ценообразование» не отражен, но он активно используется среди специалистов и встречается в официальных документах. Ссылаясь на определение, указанное на официальном сайте ФНС России трансфертное ценообразование – это цена, устанавливаемая в хозяйственных операциях между различными подразделениями единой компании или между участниками единой группы компаний[1]. Деятельность по установлению цен между такими компаниями называется трансфертным ценообразованием.

Стоит обратить внимание, что величина установленной трансфертной цены может вызывать сомнения у налоговых органов в том, что установлена она в целях повышения эффективности работы предприятия. Примером таких сомнений может служить то, что трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах со статусом низко-налоговой юрисдикцией. А это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов.

Правила налогообложения трансфертных операций регулируются Разделом V.1. Налогового кодекса России «ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ» (введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ). На сегодняшний день контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется именно через этот закон.

Существует ряд факторов, привлекающих внимание налоговых органов. Следует отметить, что за небольшим исключением, под специальные правила трансфертного ценообразования в России попадают только крупные группы компаний. Итак, налоговые органы точно обратят внимание на корпорацию, если:

  • несколько лет подряд организация несет налоговые убытки;
  • наблюдается высокая стоимость доли в операциях со взаимозависимыми лицами;
  • существует множество операций с лицами из оффшорных зон;
  • динамика финансового результата беспричинно отличается от  среднеотраслевых показателей;
  • есть противоречие между внутрифирменными договорами;
  • высокая доля расходов в виде лицензионных платежей осуществляется в пользу взаимозависимых лиц.

Для осуществления контроля ФНС использует пять основных методов для определения интервала рыночных цен, которые делятся на две группы:

Методы, основанные на анализе сделки:

  • метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод.

Методы, основанные на анализе прибыли:

1) методы сопоставимой рентабельности;

2) метод распределения прибыли.

Ни один из способов расчета трансфертной цены не является обязательным для той или иной ситуации, поэтому налогоплательщик сам выбирает подходящий ему метод.

Сделки, которые подлежат контролю со стороны налоговых органов, именуются контролируемыми сделками и указаны в статье 105.14. Налогового кодекса России. Смысл контроля в том, что налоговый орган может сравнить примененные сторонами цены с рыночными, и, если они отличаются от рыночных, доначислить налоги исходя из рыночных цен.

Также есть особые случаи, для которых установлены более низкие пороги. К ним относятся сделки с организациями, применяющие специальные налоговые режимы в виде ЕСХН или ЕНВД и сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов; а также сделки с плательщиками НДПИ, с организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими нулевую ставку по этому налогу, с резидентами особой экономической зоны и сделки между такими лицами превышает 60 миллионов рублей.

Что касается безвозмездных сделок, то НК РФ устанавливает требование определять налоговую базу от рыночных цен, со ссылкой на ст. 105.3. Это означает, что налоговые органы могут провести проверку правильности определения налоговой базы по безвозмездным сделкам по правилам, установленным для контролируемых сделок.

В п. 3 ст. 105.3 НК РФ установлено, что для целей налогообложения цена по сделке признается рыночной, если налоговым органом не доказано обратное. Таким образом, бремя доказывания при налоговом контроле цен возложено на налоговые органы Российской Федерации.

Несмотря на работу закона N 227-ФЗ и раздела V.1 НК РФ, в налоговом кодексе присутствует ряд противоречий и неточностей, которые усложняют работу налогового органа. Так, например, в ст.105.14 «Контролируемые сделки» недостаточно информации в отношении сделок, совершаемых через посредников, а именно непонятно, необходимо ли одновременное выполнение двух условий, перечисленных в п.1 ст. 105.14 или достаточно одного, чтобы признать сделку с участием посредника контролируемой.

Если говорить о суммовом критерии, то такой вид сделки относится к сделкам между взаимозависимыми лицами, находящимися на территории РФ, и, соответственно, к ним должен применяться лимит по сумме доходов за календарный год в размере 1 млрд руб. Данный вывод следует из анализа норм ст. 105.14 НК РФ.

Однако у Минфина России другое мнение: по сделкам, совершенным через посредников, отсутствуют какие-либо ограничения по сумме доходов за календарный год (Письмо от 09.04.2012 N 03-01-18/3-46) [Плетнева Г. Налоговый контроль трансфертного ценообразования требует ясности // ЭЖ-Юрист. 2014. № 15. С. 14].

Еще одним серьезным недостатком в налоговом законодательстве является отсутствие общепризнанного источника информации о рыночных ценах. До того момента, пока не будет установлен официальный перечень источников, споры между налоговыми органами и налогоплательщиками неизбежны.

К сожалению, в налоговом кодексе наблюдаются также несоответствия по срокам рассмотрения материалов проверки, расплывчатые формулировки, нечеткое отражение применения симметричных корректировок – все это не только затрудняет процесс налогового контроля, но и приводят к конфликту, пусть даже и неспециальному, между налоговой инспекцией и налогоплательщиками. Часто конец подобных конфликтов – суд, который, как показывает практика, склоняется на сторону налогоплательщика.

Искоренение недостатков в законодательстве поможет налогоплательщику и налоговым органам заканчивать споры и не доводить дело до суда, а в идеальном варианте вообще обходиться без споров.

В России правила налогового контроля за трансфертным ценообразованием близки к рекомендациям ОЭСР. Одной из основных задач налоговых органов по-прежнему остается  недопущение потерь бюджетной системы Российской Федерации от использования трансфертных цен. В этой связи в плановом периоде 2017 – 2018 годов предполагается [Зобова Е. П. Налоговая политика до 2018 года: совершенствование налогового администрирования // Налоговая проверка. — 2015. — № 6. — С. 11]:

1)  пересмотр требований к раскрытию информации о контролируемых сделках, содержащейся в документации о ценообразовании в целях налогового контроля и в уведомлениях о контролируемых сделках, в том числе с учетом предложений, опубликованных ОЭСР в рамках Плана BEPS;

2)  уточнение порядка применения методов определения цен для целей налогообложения, предусмотренных главой 14.3 Налогового кодекса Российской Федерации;

3)  уточнение условий, при которых внешнеторговые сделки товарами, составляющими основные статьи экспорта Российской Федерации (нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни), признаются контролируемыми;

4) уточнение полномочий Федеральной налоговой службы и территориальных налоговых органов при реализации положений раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Внесение подобных изменений по мнению многих специалистов соответствует целям деофшоризации российской экономики.

Кроме того, предполагается разработка порядка заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) во избежание двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства.

Вместе с этим для лучшей работы налоговых органов в области трансфертного ценообразования, а также для максимально простого и законного использования трансфертных цен ТНК необходимо провести реформы по следующим направлениям:

1) совершенствование порядка исчисления налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. Например, пересмотр с экономической и социальной точек зрения налоговых льгот и ограничения их применения для взаимосвязанных лиц;

2) совершенствование порядка уплаты налога и порядка его взыскания, защита интересов государства в случае уклонения от уплаты налога и вывода капитала за рубеж и в низконалоговые юрисдикции;

3) совершенствование механизма налогового контроля, в том числе создание правовых инструментов для выявления налоговыми органами интереса налогоплательщика уклониться от уплаты налога;

4)  изменение форм налоговых деклараций, а именно – отражение в них поля для сведений об основных методах ТЦО;

5) налаживание информационного обмена между государственными органами внутри государства (исключение дублирующих полномочий при постоянном обмене актуальной информацией), а также ускорение и совершенствование обмена информацией между соответствующими органами зарубежных стран;

6) необходимость нормативного закрепления понятия «цена». Цена оказывает большое влияние при исчислении налога, однако, это не налоговое понятие, и оно в первую очередь должно регулироваться нормами гражданского, антимонопольного и других отраслей законодательства;

7) разработка в открытом доступе методических рекомендаций, в которых четко обозначена допустимость отклонений в применении того или иного метода;

8) построение комплексной модели контроля за ТЦО, в которой создание законодательной базы является одним из составляющих этапов;

9) создание перечня официально признанных источников информации о рыночных ценах, утвержденных постановлением правительства.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что налоговый контроль в области трансфертного ценообразования служит существенным условием для определения эффективности налогового контроля в целом. Выявление схем уклонения от налогообложения транснациональных компаний и компаний, осуществляющих деятельность через свои филиалы, представительства или дочерние компании в нескольких субъектах Российской Федерации, позволит увеличить доходы консолидированного бюджета РФ. Но все еще необходимо совершенствование налогового контроля путем изменения законодательства, дополнения к уже действующим правилам, а также внесение новых.

Однако, сосредотачиваясь на рассмотрении трансфертной цены только как на инструмент налоговой оптимизации, многие забывают о главном ее предназначении, а именно – повышении эффективности управления и конкурентоспособности постоянно укрупняющихся корпораций. У компании в этом случае должно быть четкое понимание, что трансфертное ценообразование представляет собой не только возможный способ ухода от налогов, но также служит механизмом по улучшению финансовых показателей.

Поскольку без трансфертного ценообразования в настоящее время крупным корпорациям не обойтись, главной задачей налогового контроля становится создание равных условий хозяйствования для добросовестных налогоплательщиков и лиц, злоупотребляющих правом свободно устанавливать цены сделок, за счет устранения налоговых преимуществ, получаемых недобросовестными налогоплательщиками.

 

[1]URL:  https://www.nalog.ru/rn02/taxation/transfer_pricing/        (дата обращения: 01.11.2016)

Размещено в Форум 2016.

Ева Легасова

Учусь в УГАТУ на 4 курсе на кафедре налогов и налогообложения, люблю узнавать новое. Стараюсь не пропускать локальные конференции своего университета и принимать активное участие в студенческой жизни